Соблюдение прав обучающихся на бесплатное и доступное образование.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Указанное право закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации и статье 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования в муниципальных образовательных организациях относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и осуществляется путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
В полномочия органов местного самоуправления входит содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, противоречит законодательству Российской Федерации.
Родители обучающихся (воспитанников) не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.
На практике распространены следующие виды нарушений: требование внести так называемые «вступительные взносы» при приеме ребенкав образовательную организацию, принудительный сбор денег на ремонт, охрану, на приобретение учебников и т.д.
Образовательная организация может обращаться к родителям с просьбой о добровольных пожертвованиях. Но решение об оказании (неоказании) благотворительной помощи принимается родителями самостоятельно, с учетом финансовых возможностей семьи.
Привлечение и расходование добровольных пожертвований на нужды образовательной организации должно производиться только в соответствии с законодательством. Порядок привлечения добровольных пожертвований регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Добровольные пожертвования могут предоставляться юридическими и физическими лицами в наличной и безналичной форме, а также в виде товаров, работ и услуг. Непременным условием пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной.
Решения родительского комитета, совета школы, попечительского совета о внесении родителями средств в качестве благотворительной помощи носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.
Прием средств может производиться на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательной организации либо договора дарения и пожертвования, заключенных в установленном порядке.
Реализация права гражданина на получение бесплатного образования не должна ставиться в зависимость от получения либо неполучения материальных или финансовых средств с родителей (законных представителей).
Принуждение родителей (законных представителей) к внесению добровольных пожертвований является незаконным.
Частью 1 стати 5. 57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившееся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконный отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа, размер которого составляет для должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц от 100 до 200 тысяч рублей.
Старший помощник прокурора Н.И. Яхин.
- ← Установлена уголовная ответственность за незаконную розничную продажу алкоголя.
- Прокуратура Абзелиловского района сообщает, что Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 27.06.2017 № 22 разъяснен порядок применения положений законодательства, регулирующего вопросы оплаты коммунальных услуг. →